Печать
PDF

КАФЕДРА "ПЕДАГОГИКА, ПСИХОЛОГИЯ И ФИЛОЛОГИЯ"

Шифр и  наименование специальностей кафедры

Бакалавриат:

5В010100-«Дошкольное обучение и воспитание»

5В010200-«Педагогика и методика начального обучения»

5В011800-«Русский язык и литература»

5В011900-«Иностранный язык: два языка» (английский и немецкий языки)

Магистратура:

6М010300-«Педагогика и психология» (научно-педагогическое и профильное направления)

История становления кафедры 

Кафедра «Педагогика, психология и филология» является структурным подразделением гуманитарного-педагогического института Жезказганского университета имени О.А. Байконурова, реализует профессиональные образовательные программы высшего и послевузовского образования по подготовке педагогических кадров.

Кафедра «Педагогика, психология и филология» образована на основе объединения кафедры русского и иностранных языков и кафедры педагогики и психологии приказом ректора Жезказганского университета имени академика О.А.Байконурова от 31.08.2018 года.

Данные кафедры имеют насыщенную яркими событиями историю деятельности.

Кафедра педагогики и психологии была создана в Жезказганском педагогическом институте в сентябре 1976 года.

Первым заведующим кафедры был кандидат педагогических наук Верхов Василий Иванович, который в 1978 году был назначен проректором института по науке. Затем его на этом посту сменил Заманбек Ахмединович Ахмедин, кандидат педагогических наук, доцент, который осуществлял научное руководство диссертацией старшего преподавателя кафедры Абдрахманова Б.М. С 1980 года кафедрой заведовал к.п.н., доцент Сагитаев Тутай Сагитаевич. Это был молодой, дружный коллектив, преподаватели вели занятия психолого-педагогического цикла на всех специальностях института, так как кафедра была общеинститутской.

Старший преподаватель Абдрахманов Б.М. в 1978 году первым на кафедре защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук и затем, став доцентом, около десяти лет заведовал кафедрой.

Кафедрой педагогики заведовали в разные годы Бондаренко Л.Н., Ижанов Б.И., Наурызбай Ж.Ж., Калкеева К.Р., Аманжолова А.А., Исмакова Б.С., Ембергенова Ж.Е., Абитаева Р.Ш.

На кафедре работали к.п.н., доцент Фалеева Е.М., к.б.н. Логиновских Э.В., к.п.н. Ауезова К.Т., к.п.н. Жалелов У.Ж., к.п.н. Ахметкаримова К.С., старшие преподаватели Исмакова З.С., Зайцева Т.Г., Оспанова Н.О., Исмакова З.С., которые была наставниками многих молодых преподавателей.

С 1999 года кафедра педагогики и психологии стала выпускающей, произведя набор на специальности «Педагогика и методика начального обучения».

Первый выпуск по очной форме обучения на специальности ПМНО состоялся в 2004 году, по заочной форме обучения на базе среднего профессионального образования состоялся в 2002 году.

В 2001 г. кафедра стала готовить магистрантов по специальности 540350-«Педагогика», а с 2002 г. – по специальности 6N0103-«Педагогика и психология».

В данное время занятия по психолого-педагогическим дисциплинам проводят доценты Абитаева Р.Ш., Ахметкаримова К.С., ст.преподаватели Федченко Н.М., Амирсеилова А.Т., имеющие большой педагогический опыт работы, а также молодые преподаватели Уатаева А.М., Мурзалиева А.Б., Умирбекова А.К., Абдигожина К.С. Делопроизводство и документацию по кафедре ведет опытный специалист с большим стажем  Калдыбаева З.А.

Огромен вклад преподавателей первых поколений в историю развития Жезказганского педагогического института. Кафедра русского языка и литературы была одной из двух первоначальных кафедр института в 1975 году. Первыми преподавателями, на которых легла вся ответственность по организации материально-технической базы, учебно-воспитательной, научной и воспитательной работы, были Джунусова Г.К., Танкибаева К.А., Мейрамгалиева Р.М., Бекмаханова Н.Е., Сыздыкова Ж.М., Оспанова Д.Б., Ким Н.Л., Терешкина Т., Шайбакова Д.Д., Рахметкалиева А.Р., Калиакпарова Т.А. и другие. Каждый из них был яркой, самобытной личностью, обладающей высочайшим профессионализмом, педагогическим мастерством, умением передавать свои знания студентам.

В разные годы на кафедре русского языка вели практические занятия и читали лекции следующие преподаватели: ст.преподаватель Айкешова Г.М., к.ф.н., доцент Таирова Н.А., к.ф.н, доцент Рахметкалиева А.Р., к.ф.н., доцент Оспанова Д.Б., ст.пр. Аккушукова К.Б., ст.пр. Бектурова Ф.А., ст.пр. Амалбекова М.А., к.ф.н. Ильясова Г.Т., к.ф.н., доцент Власова В.И., ст.пр. Шайбакова Д.Д., к.ф.н., доцент Ким Н.Л., ст.преподаватель Зелинская Е.Г., ст.пр. Исмакова Б.С., к.п.н., доцент Кан Л.Н., ст.пр. Мамахова Л.А., к.ф.н. Петрова Н.С., ст.пр. Кузгибекова Г.М., ст.пр. Смагулова Ш.К., ст.пр. Булакбаева Ж., ст.пр., Бекмаханова Н.Е., к.ф.н., доцент, Терешкина Т., ст.пр. Сурнина Е. и другие. Эти прекрасные преподаватели, талантливые ученые заложили основы научных и образовательных традиций кафедры.

В 90-ые годы на кафедре была открыта востребованная специальность «Русский язык, литература, дополнительно английский язык». Выпускники этой специальности были все трудоустроены, что еще раз подчеркивает ее значимость.

Отделение иностранных языков было открыто в 1975 году при Жезказганском педагогическом институте.

Со дня основания кафедры иностранных языков (менялись названия кафедры: кафедра Германской филологии, кафедра иностранных языков) руководили ею заведующие: Урванцева Л.А., Шадрин Н.Л., Есымбеков В.С., Аслялиева С.Н., Сапарбеков С.Е., Ганауэр О.Ф., Казанбаев Б.М., Кусаинова Г.А., Сапаргалиева Б., Филиппова И.М., Кашкинбаева З.Ж.

В разные годы преподавали немецкий и английский языки опытные преподаватели Луговская Е.П., Круг О.А., Брандт Е.П., Сеняткин Н.А., Редькин В.М., Горлова Ф.Д., Егембердиева М.Е., Лысенко Л.В., Курманбаева П.К., Тютикова В.Н., Бугаева О.В., Орынбаева Д.Ж., Гараева С.С., Утегулова Г.Т., Диринг Е.П., Нейман П.А., Акатаева Л.С., Сейтмаганбетова У.К., Дель С.Э., Кульбулатова О.Б., Разгуляева Л.И., Атабаева Ф.К., Рейн И.А., Дыннер Т.Б., Дорофеева Л.В., Нурмуханова Г.И., Зайцев С.М., Ерденова М.Х., Никитина Т.Ю., Акамбаева Б.Р., Джапиева А.М., Ажибекова Г.К., Туребаева Т.Т., Ахметбекова А.К., Амирова А.Р., Искакова А.Е., Бойкова М.А., Дюмкулова А.Д., Куанышева Г.Б., Умарова С.С., Пидсобей В.А., Машенова А.К., Оспанова Г.Б., Кайдаулова К.С., к.ф.н. Филиппова И.М., к.ф.н. Кусаинова Г.А., Чумакова Т.А., Логинова Т.И., Казанбаев Б.М., Абдрахманова А.К., Калекенова А.Т, Мащанова Г.К., Балгабекова Б.Х., Лизункина Н.А., Дегтярева М.С., Черноногова И.В., Омарова Г.Н., Курманаева Д.К., Естаева Ж.Б., Мирошникова И.А.,  ассистенты Ли Л.Б., Хасанова Н.Я., Миронова М.М., Кемелбаева Ж.Р., Дергунова Е.Е., Годорожа Э.А., Мейрбаева А.А.,., Ибрагимова К.Е., Ибраева А.М., Кислова М.В., Маударбекова Б.К., Сейткенова А.Б., Ергалиева А.Н., Карабалаева Р.А., Каримсаттар С.А.

В данный момент английский и немецкий языки преподают доцент Кашкинбаева З.Ж., ст.преподаватели Сарсенбаева У.С., Жактаева А.К., Касенова Р.П., Дергунова Е.Ю., Балабекова М.А., Кыдырова М.М.

Языковые стажировки в Германии, Великобритании, США в разные годы проходили преподаватели кафедры Логинова Т.И., Филиппова И.М., Кашкинбаева З.Ж., Кусаинова Г.А., Черноногова И.В., Мащанова Г.Х., Казанбаев Б.М., Касенова Р.П., Калекенова А.Т., Естаева Ж.Б., Маударбекова Б.К., Каримсаттар С.А.

Коллектив кафедры с пониманием и ответственностью относится к главной своей задаче – подготовке высококвалифицированных специалистов за счет единства и модернизации учебного, научного, воспитательного процессов и обеспечение высокой конкурентоспособности выпускников на рынке труда.

В задачу педагогического коллектива кафедры входит развитие у студентов языковой подготовки, коммуникативных навыков с учетом будущей специальности.

За время своего становления кафедра пережила большие изменения. Но при любых изменениях кафедра стремилась поддерживать тот высокий уровень преподавания, который был заложен ее основателями.

Сведения о заведующем кафедрой

Kashkinbaeva

Ф.И.О.: Кашкинбаева Замзагуль Жанайдаровна

Ученая степень: к.п.н., доцент

В 2009 году стажировалась в США. В декабре 2009 года получила звание доцента ВАК.

Читает лекции, ведет практические занятия по английскому языку для студентов и магистрантов.

Опубликовала около 40 научных работ; через РИО Жезказганского университета издано три учебных пособия (2 – со знаком ISBN). Является соавтором глав в монографиях (2), автором – статей в базе данных SCOPUS и 2 статей в журналах с импакт-фактором, имеет рейтинг цитирования 17.

Общий педагогический стаж составляет 36 лет.

Достижения кафедры

Миссия кафедры заключается в подготовке высококвалифицированных специалистов, обладающих конкурентоспособным уровнем знаний, умениями и профессиональными навыками  в области образования с необходимыми профессиональными и личностными компетенциями, достаточными для успешной деятельности в организациях образования, подготовки полиязычных кадров, соответствующих современным интеллектуальным требованиям и стратегии развития Республики Казахстан на основе эффективной интеграции образования, науки и инновационной деятельности.

Основной общенациональной целью образования, в соответствии с Государственной программой образования Республики Казахстан, является удовлетворение интересов общества, государства и личности в получении качественного высшего образования, предоставлении каждому человеку широких возможностей в выборе содержания, формы и сроков обучения.

Все циклы дисциплин решают общие задачи в подготовке бакалавров:

  • формирование фундаментальных знаний, умений и компетенций, необходимых в профессиональной деятельности;
  • формирование общечеловеческих и социально-личностных ценностей;
  • формирование экологической, физической, этической, правовой культуры и культуры мышления;
  • развитие критического мышления, умение проектировать учебную и исследовательскую деятельность в соответствии с таксономией Блума;
  • определение содержания обучения с учетом взаимосвязи языка и куль­туры.
  • языковая подготовка бакалавра;
  • внедрение международно-принятого уровневого подхода к обучению иностранным языкам с учетом особенностей национальной образовательной системы;
  • воспитание в духе патриотизма, дружбы народов Республики Казахстан, уважения к различным культурам, традициям и обычаям, толерантности.
Выпускники специальностей кафедры не только успешно трудятся в образовательных организациях и различных компаниях в РК, в РФ, Германии, США, Канады, КНР, Турции, Финляндии, Великобритании, но и успешно защищают магистерские (Д.Шарип, А.Рахметкалиева) в Великобритании, а также кандидатские (Н.А.Таирова, С.Ю.Яблонская, В.Веселкова, А.Джапиева, З.Ж.Кашкинбаева, Д.К.Курманаева) и докторские (PhD) диссертации (Г.К.Курманаева, М.К.Джандильдинов, Б.К.Маударбекова).

Профессорско-преподавательский состав кафедры

Профессорско-преподавательский состав кафедры представляет высококвалифицированных специалистов с высоким профессиональным и научным потенциалом. Это педагоги, работающие с учетом последних требований в сфере образования, это ученые, активно сочетающие науку и практику, проектированную на совершенствование подготовки личности учителей нового типа, нового поколения.

ППС кафедры принимает активное участие в научных конференциях разного уровня, осваивает современные методы и технологии обучения, выпускает учебно-методическую продукцию, учебники, занимаются большой общественной работой.

Всего на кафедре работает 20 преподавателей, из них кандидатов наук – 6 человек. Остепененность по кафедре составляет – 30%.
 

Ф.И.О.  

Должность

Электронная почта

1

Кашкинбаева З.Ж.

к.п.н., доцент, заведующая кафедрой

Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

2

Рахметкалиева А.Р.

к.п.н., доцент

Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

3

Абитаева  Р.Ш.

к.п.н., доцент

Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

4

Жалелов У.Ж.

к.п.н., профессор

Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

5

Ахметкаримова К.С.

к.п.н., доцент

Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

6

Ауезова Х.Т.

к.п.н., доцент

Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

7

Дергунова Е.Ю.

зам.зав.кафедрой, ст.преподаватель

Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

8

Жактаева А.К.

ст.преподаватель

Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

9

Касенова Р.П.

ст.преподаватель

Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

10

Федченко Н.М.

ст.преподаватель, магистр образования

Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

11

Амирсеилова А.Т.

ст.преподаватель, магистр образования

 

12

Зелинская Е.Г.

ст.преподаватель

Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

13

Сарсембаева У.С. 

ст.преподаватель, магистр педагогических наук

Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

14

Балабекова М.А.

ст.преподаватель

Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

15

Кыдырова М.М.

ст.преподаватель

Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript  

16

Абдигожина К.С.

ст.преподаватель, магистр педагогических наук

 

17

Мурзалиева А.Б.

ст.преподавательм.п.н.

 

18

Умирбекова А.К. 

ст.преподаватель, м.п.н.

  Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

19 

Уатаева А.М. 

ст.преподаватель, м.д.о.

 

20 

Ажибаева У.М.

ассистентм.п.н.

 


Методы преподавания

Стратегической целью кафедры в области повышения качества образовательных услуг является внедрение современных образовательных технологий обучения в учебно-воспитательный процесс; обеспечение роста научной квалификации сотрудников кафедры и студентов специальностей 5В011900 («Иностранный язык: два иностранных языка»), 5В011800 («Русский язык и литература»), 5В010100 «Дошкольное обучение и воспитание», 5В010200 «Педагогика и методика начального обучения» по бакалавриату и специальности магистратуры 6М010300 «Педагогика и психология» и других специальностей; обеспечение соответствия учебно-методической деятельности уровню мировых стандартов образования.

Повышение качества образовательных услуг на кафедре осуществляется через: реализацию государственной политики по повышению статуса педагога посредством осуществление тесного взаимодействия с отделами образования; реализацию задач  госбюджетной темы кафедры по взаимодействию педагогической науки и практики в условиях перехода к обновленной государственной программе образования; активизацию деятельности коллектива кафедры по проведению курсов повышения квалификации педагогов образовательных учреждений Жезказган-Улытауского региона; осуществление  научной и учебно-методической деятельности преподавателей в соответствии с современными стандартами образования.

ППС кафедры осуществляет студентоцентрированное обучение магистрантов и студентов, которому способствует кредитно-рейтинговая технология обучения, позволяющая выстраивать индивидуальную траекторию обучения, осваивать те учебные курсы, которые они выбирают, используя ресурсы кафедры, получать консультации преподавателей во время самостоятельной работы магистрантов; программа «PLATONUS» позволяет отслеживать академический рейтинг.

Все ОП кафедры, после анализа и обсуждения с работодателями, утверждены Ученым советом ЖезУ.

Учебный процесс на кафедре осуществляется по утвержденным рабочим учебным планам, силлабусам, УМК дисциплин.

Методическое обеспечение учебного процесса соответствует требованиям госстандартов и типовым программам  МОН РК. Учебно-методическая документация по специальностям магистратуры и бакалавриата подготовлена на казахском и русском языках, укомплектована в учебно-методические комплексы, где отражена обеспеченность дисциплин.

Элективные курсы для специальностей согласуются с работодателями – образовательными организациями, в соответствии с современными требованиями науки и образования.

По всем базовым, профилирующим и элективным дисциплинам специальностей разработаны и внедрены в учебный процесс студентов-заочников, обучающихся по дистанционным образовательным технологиям, электронные УМКД, которые используются ими в процессе усвоения материала курсов.

Текущий, рубежный и итоговый контроли знаний студентов осуществляются строго в соответствии с ГОСО РК и на основании Правил организации и проведения текущего контроля и промежуточной аттестации, обучающихся в ВУЗах. По всем дисциплинам специальностей сформирован банк тестовых заданий и билетов.

На уровне кафедры постоянно проводится анализ эффективности и системности результатов оценивания, направленных на совершенствование и корректировку долгосрочных направлений образовательных программ и постановки новых целей в соответствии с Профессиональным стандартом «Педагог» №133 от 8 июня 2017 года преподаватель вуза 7 (подуровни 7.1, 7.2) уровень квалификации по ОРК.

ППС кафедры использует следующие современные педагогические технологии в учебном процессе:

– лекции проблемной направленности;

– дискуссии;

– метод проектов: ролевые игры, драматизации, инсценировки (сказки, телешоу, праздники, музыкальные представления и т.д.); исследовательские; (страноведение, обобщение научных знаний, исторические, экологические и т.д.); творческие (сочинения, перевод, сценарии, стенгазеты и т.д.); мультимедийные презентации;

– ситуационный анализ (casestudy) представляет собой метод активного обучения на основе реальных ситуаций. Суть его в том, что учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику, что представляется достаточно важным при подготовке специалиста.

– средства образовательного портала «Platonus» (форумы, блоги) для публикации материалов в сети с возможностью доступа к его чтению (ведения личного дневника в сети);

– рефлексия («портфель студента»).

Кроме этого, у студентов есть возможность задавать вопросы в онлайн и офф-лайн режиме профессору Юта Валлэй университета Весселе Илиевой.

В учебном процессе используются электронные учебники, современные технические средства обучения, аудио и видеотехника. Занятия проводятся в компьютерном классе, имеется доступ к информационным ресурсам сети Интернет, используется, составленная в соответствии с изучаемыми на специальностях дисциплинами, электронная библиотека.

На кафедре в процессе подготовки будущих учителей и воспитателей ППС проводит студентов через четко выстроенную и организованную образовательную среду, моделируются такие значимые характеристики самоактуализации студента как индивидуальность, стремление к большей свободе, процесс достижения целостности, личностный и профессиональный рост, самостоятельность, самоуважение, общественное одобрение или порицание. Для развития базовых качеств самоактуализации студентов, лежащих в основе формирования профессиональных компетенций в области педагогики, психологии и спец.предметов, используются прогрессивные технологии современного образовательного процесса. Примером могут быть такие методы активного обучения студентов ППС кафедры: работа в малых группах, в парах сменного состава, проблемные лекции и семинары, тематические дискуссии, мозговая атака, педагогическое игровое упражнение, анализ конкретных ситуаций, тренинги, деловые, ролевые и оргдеятельностные игры, метод проектов, кейс-стади и др.

При проведении занятий преподаватели кафедры активно используют такие современные педагогические технологии, как: здоровьесберегающие, игровые, знаково-контекстное обучение, критическое мышление и др.

Ежегодно расширяется и укрепляется лабораторная база для выпускающих кафедрой специальностей: приобретаются учебно-методическая литература, дидактические, наглядные материалы и пособия, необходимые для качественного проведения лабораторных занятий.

Преподаватели кафедры ежегодно с целью обмена опытом проводят открытые  занятия и осуществляют презентации показательных занятий в мультимедийном кабинете.

Наши выпускники готовы работать по инновационным технологиям. Кафедра живет и работает на будущее, готова к реализации самых смелых перспектив в сфере подготовки педагогических кадров в рамках обновления содержания образования в РК.

Кафедра располагает реальной базой практики

Имеются утвержденные программы по всем видам практик. Имеются договоры о базах практики (оригиналы хранятся в УМЦ). Практика студентов специальностей: бакалавриата – «Дошкольное обучение и воспитание» проводится на базе детских садов; бакалавриата – «Педагогика и методика начального обучения», 5В011900 «Иностранный язык: два иностранных языка», 5В011800 «Русский язык и литература» проводится на базе общеобразовательных школ; магистратуры – «Педагогика и психология» и на базе Жезказганского университета, школ, гимназий, колледжей – в соответствии с  требованиями ГОСО, типовыми учебными планами, рабочими учебными и академическими планами специальностей, приказами о направлении студентов и магистрантов на педагогическую практику.

По итогам практик проводятся итоговые конференции, на которых студенты делятся впечатлениями о работе. Студентами готовятся методические разработки: раздаточный и дидактический материал, тексты для аудирования, наглядные материалы.

 

Контактная информация:

 г. Жезказган, ул. Анаркулова 12-а

Телефон: 73- 58 -34

Кашкинбаева З.Ж., уч.корпус №5, каб. №203, моб.тел.: +7 777 5597526

Абитаева Р.Ш., уч.корпус №5, ауд. №224А, моб.тел.: +7 777 0220997

Умирбекова А.К., уч.корпус №5, ауд. №213, моб.тел.: +7 705 5872599

E- mail:  Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript